Д.э.н. Меркулов Н. Н., Д.э.н. Ширяева Л.В.
Одесский национальный университет имени И. Мечникова, Одесский национальный морской университет, Украина
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА РЕГИОНА К СТАБИЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Под устойчивым развитием региона понимается длительный, управляемый и демократический процесс изменения общества на глобальном, региональном и локальном уровнях, нацеленный на улучшение качества жизни для настоящего и будущего поколений. Это - новое видение развития, основывающееся на интеграции социальных, экономических и экологических аспектов в принятии решений и практической деятельности.
Регионализм устойчивого развития объективно обуславливается тем, что социально-экономические процессы, структура производства и его специализация имеют четко выраженный региональный характер. Здесь подчеркнем, что Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г содержит в себе принцип субсидиарности, который гласит, что действия государства должны осуществляться на как можно более низком административном уровне, на котором они могут осуществляться эффективно, с учетом оптимальных масштабов и функциональных возможностей.
Другими словами, решения должны быть максимально приближены к затрагиваемой части общества. Так, в главе 21 Повестки 21, озаглавленной «Инициативы местных администраций в поддержку Повестки 21», признается ключевая роль местных администраций в процессе перехода к более устойчивому будущему.
Появление и принятие концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики - неограниченный экономический рост, и одновременно дало возможность появлению новой, «устойчивой» экономики, учитывающей интересы социума, окружающей среды и рынка.
Напомним, что традиционная экономика утверждает, что максимизация прибыли и удовлетворение потребителей в рыночной системе совместимо с максимизацией благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной политикой. В устойчивой же экономике принято, что краткосрочная максимизация прибыли и удовлетворение индивидумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных и социальных ресурсов, на которых зиждется благосостояние людей и выживание биологических видов.
Ниже приводим таблицу 1, в описаниях которой дано сводное описание основных теоретических особенностей двух типов экономики с традиционной и устойчивой.
Таблица 1
Экономика и устойчивое развитие: ключевые вопросы
Тема |
Традиционная экономика |
Устойчивая экономика |
1 |
2 |
3 |
Экономический рост |
Экономический рост - неоспоримая цель развития. Экологические, социальные и политические проблемы решаются за счет роста материального благополучия. |
Рост материального производства не может быть бесконечным. Экологические, социальные и политические проблемы решаются путем повышения производительности. |
Социальное равенство |
Распределение доходов определяют рынки. |
Создаются социальные сети с целью гарантии против разрушения системы социального обеспечения. |
Равенство между поколениями |
Современное поколение обладает неограниченным доступом в использовании истощаемых ресурсов. Межвременное распределение потребления определяется краткосрочными инвестиционными решениями. |
Современное поколение сознательно ограничивает доступ к природным ресурсам с целью дать возможность будущим поколениям обеспечить себе такой же уровень благосостояния. |
Национальные бюджеты |
Экологические и природные ресурсы отображаются в ВВП нерегулярно. Отсутствуют механизмы системного учета истощения природного капитала. |
Истощение природного капитала (в том числе деградация окружающей среды) вычитается из годового дохода / ВНП. Восстановление природного капитала рассматривается как инвестиции. |
Экономические ценности |
Рынки определяют ценности за счет ценовых механизмов. Нерыночные товары и услуги недооцениваются, а их оказание не является полнообъемным. |
Социальные и экономические механизмы вводятся для оценки общественных благ, такие как окружающая среда, а также для того, чтобы можно было обеспечить адекватное предложение этих благ. |
Права собственности |
Для ряда общественных благ чётко не определены. Законы и нормы варьируются от полной свободы от вмешательства государства до административного управления. |
Права собственности на окружающую среду четко опреде- лены. Законодательствоможет использовать - где это уместно - рыночные инструменты.
|
Сравнение проводится по следующим ключевым вопросам: отношение и роль экономического роста, проблемы социального равенства, равенства между поколениями, состав национальных бюджетов, экономические ценности (рынки и общественные блага), права собственности на окружающую среду.
Из таблицы видно, что сегодняшнее формирование устойчивой экономики отвечает прогрессу экономической науки, соответствуя политике устойчивого развития, и объясняется всё большим учетом природного фактора. С одной стороны, большинство традиционных природных ресурсов стали дефицитными. Причем это относится не только к невозобновимым ресурсам, но также и к так называемым возобновимым ресурсам - прежде всего ресурсам экосистем (экосистемным «товарам» и «услугам») и биоразнообразию. Так как природа является основой жизнедеятельности человека, ее истощение и деградация при существующих экономических отношениях негативно сказывается на социальных отношениях, росте нищеты и структурах производства и потребления. С другой стороны, оказалось, что многие возобновимые природные блага не имеют должной ценности, что является источником их истощения и деградации. Поэтому произошел переход к экологической экономике и экономике устойчивого развития. В то же время взаимодействие социальных и экологических факторов привело к рассмотрению еще одного фактора производства – социального капитала.
Понятно, что в действительности экономика едва ли может быть либо полностью традиционной, либо полностью устойчивой. Во всем мире наблюдаются разрозненные попытки отдельных сообществ предпринимать шаги для движения в сторону устойчивости.
В настоящее время стали особенно заметны нерациональное использование природных ресурсов, отставание в разработке и внедрении экологически чистых технологий, недостаточное выделение средств на природоохранные мероприятия и невыполнение капитального строительства объектов природоохранного назначения. Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо реформирование системы управления развитием регионов и пересмотр приоритетов, ориентация их на достижение экологической безопасности и устойчивое развитие.
|